«Petite Fleur» из глубины души одинокого джазового странника...
Вы, наверное, уже догадались, о ком пойдет речь, друзья! 14 мая 1897 года в Новом-Орлеане, штат Луизиана, на свет появился Сидней Беше (Sidney Bechet) - непревзойденный кларнетист, сопрано-саксофонист, автор таких проникновенных мелодий, как "Маленький цветок", полюбившихся всему миру, и ставший, без преувеличения, одним из самых загадочных музыкантов в истории джаза.
Он рос в небогатой креольской семье среднего класса, проживавшей во французском квартале Нового Орлеана. Имел в своей родословной европейских предков, от которых ему достался светлый цвет кожи, и был вундеркиндом с абсолютным слухом. С малых лет осваивал несколько духовых инструментов, находясь под влиянием своего отца (портного по профессии, но флейтиста - любителя домашнего музицирования), и старшего брата (зубного техника, пользовавшегося известностью как кларнетист и руководитель оркестра). С 6 лет Сидней Беше систематически занимался музыкой, в 8 лет обучался игре на кларнете у Джорджа Бэкета, Лоренцо Тио, а позднее – у Луиса Нельсона. Уже подростком он стал выступать во многочисленных джазовых оркестрах Нового Орлеана, демонстрируя свой непревзойденный стиль.
Дело в том, что, в отличие от своих знаменитых сверстников – коллективистов в джазе, Сидней Беше, стремился всегда и во всем быть первым, и это, безусловно, отразилось на звучании его инструмента. Да и звездная болезнь была ему не чужда, что, мягко говоря, не нравилось другим музыкантам, поэтому с ним мало кто уживался. А его вспыльчивый характер, и любовь к противоположному полу часто доставляли ему неприятности. К примеру, в начале 20-х годов, в Лондоне, он был арестован и посажен в тюрьму за нападение на женщину, а в конце 20-х почти год провел в тюрьме и был выслан из Парижа, за то, что в ответ на оскорбление ранил в перестрелке одного из музыкантов.
Но это не помешало Сиднею Беше, как сказал однажды Дюк Эллингтон, стать «самым уникальным человеком в джазе». «Такого стона, как у него, уже не услышишь. Его музыка шла из глубины души и очень трудно кого-либо сопоставить с ним» - говорил Дюк и был прав. С этим безалаберным, бесшабашным и страстным музыкантом, игравшим бесподобные блюзы со своим характерным звуком, с широким, полированным вибрато – никто из его современников не мог сравниться. Его любовь к путешествиям и неистовость как в жизни, так и в искусстве, швыряла его в самые разные уголки США и Европы. И это отсутствие глубокой привязанности к местам вполне объяснимо, ведь если твоя настоящая страсть - музыка, то тебе все равно где играть.
Так, в 1916 году Сидней Беше уже выступал с оркестром «Кинга» Оливера. В 1918 году переехал в Чикаго, где работал в оркестрах Фредди Кеппарда и Тэда Джексона. Но в Чикаго Беше услышал и пригласил к себе в оркестр - Уилл Мэрион Кук, известный негритянский композитор и дирижер, возглавлявший тогда «Southern Syncopated Orchestra». В 1919 году оркестр выехал в Европу, где Беше, который был прекрасным импровизатором, быстро стал звездой оркестра. А известный дирижер Эрнест Ансерме, посвятил ему восторженную статью, относящуюся, кстати, к первым серьезным публикациям о джазе, в которой писал: «В «Southern Syncopated Orchestra» есть выдающийся виртуоз - кларнетист, который, как мне кажется, первым среди афро-американцев сумел сыграть на кларнете превосходные блюзы… Я хочу, чтобы все запомнили имя этого гениального исполнителя, сам же я не забуду его никогда — его зовут Сидней Беше».
Его запомнили и полюбили навсегда, не только благодаря неподражаемым соло на кларнете. Однажды в одном из магазинов Лондона, Беше случайно увидел инструмент, на котором ему еще не приходилось играть. Это был сопрано-саксофон, в то время еще являющийся новинкой для джазовых музыкантов. Беше тут же купил его, довольно быстро освоил, и стал непревзойденным исполнителем, на этом полюбившимся ему инструменте, к слову сказать, довольно сложном для исполнения, из-за своей особенности выдавать фальшь в верхних регистрах. А Сидней Беше, без фальши мотался с различными шоу-группами по США и Европе. В 1920-21 годах, он играл у Бенни Пейтона, в 1923-25-м - весьма успешно и плодотворно работал в Нью-Йорке в ансамбле "BLUE FIVE" – Кларенса Уильямся, с которым, кстати, в 1923 году записал свои первые грампластинки.
В тот же период Беше сотрудничал с различными блюзовыми певицами, такими как Бесси Смит, Албертой Хантер, Сарой Мартин, в 1925 году имел кратковременный ангажемент в оркестре Дюка Эллингтона, а затем гастролировал по Европе с труппой «Black Revue». Посетил Францию, Бельгию, Германию, Венгрию, Польшу. В 1926 году, с ансамблем Фрэнка Уитерса, состоявшем из музыкантов оркестра Луиса Митчелла, побывал в СССР. А после, получил ангажемент в оркестре Нобла Сисила, где и проработал до той скандальной истории с перестрелкой в 1930 году.
Вернувшись из Франции в США, Беше, вместе с трубачом Томми Лэдниером создал ансамбль «New Orleans Feetwarmers», для выступлений в «Savoy Ballroom», и, для записей на фирме «His Master"s Voice». С ним, он наиграл ряд пластинок в 1932-33 и в 1940-41 годах. Однако, великая депрессия 1930-х поставила его в сложное финансовое положение. Ведь, когда он вернулся в США, все места на джазовом олимпе были уже заняты, и он хватался за любую работу. В итоге, ему на время пришлось оставить музыку, и он работал портным, открыв свою мастерскую.
Но, в 1934 - 1938 годах Беше возобновил выступления в коммерческом оркестре Нобла Сиссла. А в 1938 году предложил крупным фирмам грампластинок записать в его исполнении классическое произведение Гершвина «Summertime». Что примечательно – отказались все, и только Альфред Лайон, владелец тогда еще небольшой фирмы «Blue Note», согласился на предложение Беше – и угадал. Пластинка имела сенсационный успех, после чего известный французский критик и организатор ривайвл-движения Юг Панасье, предложил ему контракт со звукозаписывающей компанией «Bluebird», итогом которого стала серия замечательных записей. Именно эти записи, в том числе, и, записанная в дальнейшем серия пластинок на фирме "King Jazz", положили начало возрождению интереса, к вышедшему было из моды новоорлеанскому стилю джаза. В 1940-е годы Беше вновь стал знаменитостью, регулярно выступал с концертами, был частым гостем на радио, и в студиях звукозаписи, а в 1944 году записал пластинку с одним из своих шедевров - соло на кларнете «Blue Horizon».
В 1950 году, после грандиозного успеха на джазовом фестивале в Плейелевском зале Парижа, Сидней Беше окончательно поселился в этом городе, эпизодически разъезжая с гастролями по различным странам Европы и в США. Он выступал и записывал пластинки с оркестром Клода Лютера и Аздрю Ревельотти (Франция), Хэмфри Литлтона (Англия), «Dutch Swing College Band» (Голландия), и с множеством американских музыкантов, приезжающих на гастроли. Именно в Париже Сидней Беше написал многие их своих мелодий, таких, как «Les Oignons», «Promenade aux Champ Elysees», и, самый известный свой хит – «Petite Fleur». В 1953 году, он подписал контракт с лейблом «French Vogue», продлившийся до конца его дней.
Сидней Беше скончался на 62 году своей жизни, в Париже, в день своего рождения – 14 мая 1959 года от рака легких, окруженный почетом и поклонением европейских любителей джаза. В 1960 году, на первом европейском джазовом фестивале в Антибе, состоялись посвященные ему торжества, во французском городе Жуан-ле-Пинсе, ему был установлен памятник, и, в том же году, была издана книга его воспоминаний «Treat It Gentle« («Отнеситесь к этому серьезно»)!
Да, не зря экзистенциалисты называли его «le dieu» - Бог.
Екатерина Селянинова.
#SidneyBechet #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzClarinet #JazzSax