Экстравагантная, эксцентричная, всегда готовая преподнести слушателям очередной сюрприз – Личность!
"Трудным ребенком концертной эстрады" прозвал однажды его кто-то из австрийских критиков. Friedrich Gulda родился 16 мая 1930 года. Каждый раз после очередного сюрприза его имя вновь и вновь появляется на страницах прессы, критики в который раз пытаются угадать, куда заведут Гульду его метания и искания, задаваясь иногда вопросом: "А есть ли прежний Фридрих Гульда?" И каждый раз, как бы ни были неожиданны направления его развития, ответ на этот вопрос оказывается одинаковым: да, Фридрих Гульда по-прежнему остается одним из самых своеобразных и талантливых пианистов нашего времени. Он доказывает это своими выступлениями и пластинками.
Так было почти с самого начала, хотя, конечно, начало это не предвещало столь бурных и неожиданных поворотов его артистической судьбы. Напротив, когда в 1946 году юный выпускник Венской Академии музыки стал победителем Международного конкурса пианистов в Женеве, перед ним, казалось, были открыты ясные перспективы. К 20 годам уже знал все секреты «фортепианного ремесла». Гульда успешно концертировал, к 25 годам объездил множество стран, приобрел высокую репутацию отличного "бетховениста". Но тут-то и начались его капризы. Сначала пианист увлекся джазом, и некоторое время это увлечение шло как бы параллельно с его "нормальной" концертной деятельностью. Закончив очередной концерт, он обычно отправлялся в какой-нибудь ночной клуб или кафе и с увлечением музицировал вместе с джазистами. Потом он собрал собственную джазовую группу.
Чудит изо всех сил: то он вдруг, во время записи концертов Моцарта, начинает импровизировать каденции в современном стиле, то дает смешанные концерты - одно отделение классика, другое - джаз; элементы джазовой ритмики начинают проступать в его интерпретации последней бетховенской сонаты или Сонаты до мажор Моцарта. Как джазовый пианист Гульда не пользуется всеобщим одобрением: его импровизации кое-кому кажутся скучными, вымученными, слишком интеллектуальными.
В какой только роли не встречают Гульду любители музыки! Он организует в Вене Международный конкурс джаза, где руководит работой жюри. Вот он создает и возглавляет в качестве дирижера собственный большой коллектив - "Эуроджаз" и выступает с ним в крупнейших залах Европы... В 1969 году Гульда становится основателем в Оссиа первого в Европе Международного музыкального форума, где ежегодно встречаются для обмена опытом и совместного музицирования представители всевозможных музыкальных течений. Мало этого, Фридрих Гульда пробует свои силы в игре на различных видоизмененных роялях, на клавесине, клавикордах, сочиняет музыку самых разнообразных жанров. Наконец, еще одно его увлечение - небольшой инструментальный ансамбль "Анима", участники которого вместе с ним импровизируют в самых различных манерах и на самых различных инструментах. И при всем том, Гульда успевает еще заниматься бизнесом: организует собственную фирму по выпуску нот и пластинок.
Но все же, при всей сумбурной деятельности Гульды, ему нельзя отказать в том, что все его искания продиктованы искренним стремлением приблизить музыку к людям. И этой же цели служит его продолжающаяся пианистическая работа. Концерты Гульды-пианиста тоже не совсем обычное зрелище. Он, как правило, выступает не во фраке, а в будничном, повседневном костюме; словно стремясь изгнать из концерта атмосферу торжественной официальности, а вместе с ней и невидимый барьер, разделяющий исполнителя и слушателя.
А закончить хочется словами критика И. Харден: "Гульда - аутсайдер в пианистической элите наших дней. Его жизнь проходит не на тех путях, которые, казалось бы, открывают перед ним его талант и призвание: уже несколько десятилетий назад, "обжившись" в лучших концертных залах мира, Гульда не дает втянуть себя в ярмо вечных концертных поездок. Он не хочет удовлетворяться тем, чтобы всю жизнь играть классику. В поисках "живой" музыки он не раз пытался вырваться из рамок традиции, иногда в провоцирующей, бунтарской манере, устремлялся на новые пути, что лишало его восторгов ортодоксальных поклонников "классики", но, с другой стороны, помогало найти общий язык с теми слоями публики, особенно с молодежью, которые плохо представляли себе вообще, что такое концертирующий пианист".
Фридрих Гульда ушёл из жизни 27 января 2000 года, он без сомнения был одним из величайших академических пианистов, экспериментировавших в джазе со своими оригинальными идеями!
субМарина Андреева.
#FriedrichGulda #JazzCalendar #МаринаАндреева #Jazz # JazzLeader #JazzPiano