Чародейка Бетти "Би-боп"! 16 мая 1930 года появилась на свет одна из самых выдающихся певиц джазовой сцены - Бетти Картер (Betty Carter, настоящее имя Лилли Мэй Джонс, Lillie Мае Jones), обладательница прекрасного голоса с широким диапазоном и поистине безграничной способности к импровизации. Бетти Картер родилась во Флинте, штат Мичиган, и выросла в Детройте, где её отец руководил церковным хором. Пением она увлекалась с детства. Интерес к блюзу и джазу также проявила рано (особенно сильное влияние на нее оказала Билли Холидэй). Музыкальное образование получила в Детройтской консерватории, где обучалась по классу фортепиано. В 1946 она дебютировала как профессиональная певица - сначала в Детройте, а позже и в Нью-Йорке. Принимала участие в клубных концертах и джем-сейшн с музыкантами бопа (в том числе с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и Майлзом Дэвисом). В 1948 году была принята в оркестр Лайонелла Хемптона под псевдонимом Лоррэйн Картер. Здесь певице удалось познакомиться со многоими талантивыми музыкантами - Уэсом Монтгомери, Чарльзом Мингусом, Эрнестом "Бэнни" Бэйли. Уже в то время за свой необычайный талант в вокальной импровизации певица получила прозвище "Бетти би-боп". Несмотря на признание несомненного таланта Бетти Картер со стороны Хэмптона, отношения ее в коллективе были достаточно сложными - из-за многочисленных конфликтов Бетти Картер неоднократно увольналась и вновь принималась на работу в коллектив Хэмптона. Последнее и уже окончательное ее увольнение из бэнда Хэмптона произошло в 1951 году, после чего Бетти ушла на "вольные хлеба", выступая в клубах Дэтройта и Нью-Йорка. В 1955 году появились ее первые записи - с Кингом Пледжером и трио Рэя Брайанта, а в 1958 году вышла ее пластинка в сопровождении оркестра "Out There", что принесло Бетти Картер весьма широкую известность. В 1958-59гг. Бетти Картер гастролирует с Майлзом Дэвисом. И именно последний обратил внимание на певицу Рэя Чарльза, что послужило основанием для записи 2, ставших классическими, альбомов с дуэтами - "Ray Charles and Betty Carter" и "Dedicated to You". В 1963 году вышла замуж и временно оставила сцену; родила двоих детей, но, не желая финансово зависеть от мужа, через несколько лет подала на развод и вернулась на сцену в 1969 году, начав выступать с собственным трио. Годы с конца 60-х до начала 70-х для Бетти Картер, равно как и для других джазовых музыкантов, были очень нелегкими - на фоне роста интереса публики к року и поп-пузыке неуклонно снижался интерес к джазу, многие джазовые музыканты были вынуждены либо менять профессию, либо заниматься "коммерческой" музыкой. Большие звукозаписывающие компании больше не желали работать с джазменами, не видя перспектив в получении прибыли. Именно поэтому Бетти Картер в 1971 году решилась на отчаянный шаг - она основала собственный лейбл, Bet-Car Productions, где и начала записывать собственные пластинки. На целые 18 лет "Bet-Car" стала эксклюзивной фирмой, занимающейся записью и дистрибьюцией пластинок Бетти Картер. Примечательно, что многие считают этот период творчества певицы самым значительным. Так, записанный в 1979 году "живой" альбом "The Audience With Betty Carter" многими критиками считается несомненным шедевром. Достаточно сказать, что авторитетный справочник "The Penguin Guide To Jazz" только этому альбому, среди всех кем-либо записанных вокальных джазовых альбомов, поставил отметку в 5 звезд. К числу часто исполняемых певицей песен относится композиция собственного сочинения "Tight", ставшая в последствии джазовым стандартом. Будучи долгое время малоизвестной андеграундной певицей, лишь к концу 70-х годов Бетти Картер приобретает заслуженную популярность, начинает активно гастролировать как в США, так и в Европе, заниматься преподавательской деятельностью. В середине 80-х годов певицей заинтересовался мэйджор-лейбл "Verve", возрожденный концерном "Polygrame": здесь переиздаются и получают широкую известность альбомы из католога "Bet-Car", а также записываются новые пластинки: Look What I Got (1988), Droppin' Things (1990), It's Not About the Melody (1992), Feed the Fire (1993), I'm Yours, You're Mine (1996). Большинство из них номинируется на "Грэмми", а "Look What I Got!" - становится обладателем этой престижной премии. С 1989 по 1995 год Бетти Картер критиками журнала "ДаунБит" признается лучшей джазовой вокалисткой. В 1994 году она выступает в Белом Доме и становится хэдлайнером фестиваля, повсященному 50-летию лейбла "Verve". В 1997 году она была награждена Национальной медалью искусств президентом США Биллом Клинтоном. 26 сентября 1998 года, на пике творческого расцвета и популярности, певица скоропостижно скончалась от рака поджелудочной железы. С уважением к гениям скэта, ваш архивариус Владимир Шапенков #BettyCarter #ВладимирШапенков #JazzCalendar #JazzVocal