Глобальный блюз.
«Сегодняшняя музыка была бы несравненно беднее без африканцев», - в этом абсолютно уверен Taj Mahal, певец, композитор, мультиинструменталист и выдающийся музыкальный антрополог, который родился 17 мая 1942 года.
Сейчас почти каждый, кто возвращается из гостевой или деловой поездки по Штатам, особенно из Нью-Йорка, обязательно рассказывает, какие шоу ему посчастливилось там увидеть. Но все эти шоу - ничто по сравнению с концертом Тадж Махала! “Нью-Йорк целиком стоит вверх ногами от его выступлений, и попасть на них - большая проблема!” - восклицают очевидцы. Тадж уже 12 лет проживает с семьей на Гавайях, но постоянно объявляется в Нью-Йорке. Хотя на самом-то деле его зовут Генри Сент-Клер Фредерикс, и он сам родом из нью-йоркского Гарлема.
"Taj Mahal & The Elektras" - так называлась первая группа, в которой юный Генри лидировал гитаристом и вокалистом. Ему только исполнилось двадцать, и он прилежно учился в Бостоне. Не в музыкальном колледже Бёркли, а на сельскохозяйственном в Массачусетском университете. Вечерами в студенческих кафешках группа исполняла ритм-энд-блюз, а днем все были сами студентами. Затем, получив дипломы специалистов-животноводов, группа "Taj Mahal & The Elektras" разъехалась по сельскохозяйственной Америке. Из них всех только Генри и смог побороть в себе животновода и остаться блюзменом. Название группы он все же частично сохранил для своего псевдонима, и с тех самых пор зовется Таджем Махалом.
В 1964-м, где-то в Бостоне, Тадж повстречался с Раем Кудером и основал с ним легендарнейшую группу "The Rising Sons". В две cупер-гитары они прогремели так громко, что Тадж быстро смог начать свое сольное становление, и первые его три альбома “Taj Mahal” (1968), “The Natch’l Blues” (1968), “Giant Step” (1968) - все как один четырехзвездные.
Все-таки рок-звезды из Таджа не вышло. Скорее всего потому, что в нем неожиданно проснулась застарелая страсть к джазу, затем к соул и вообще к любому оттенку черной музыки: от фолк-блюза Дельты, госпел, спиричуэлз и регги до креольской и, наконец, гавайской и даже экваториально-африканской и прочей геомузыкальной экзотики.
Скорее, похоже, что детское хобби - коллекционирование звуков Земли - помогло Таджу собрать отличную коллекцию, наглядно и последовательно выставленную на обозрение в серии его блистательных альбомов 90-х годов. Здесь есть самый корневой блюз почв континентов и островов. Тадж, пожалуй, наигибчайший и самый вселенский блюзмен в мире, и последние лет двадцать он собирал музыку Земли не по эфиру, а в основном разъезжая и проживая в разных местах, иногда за пределами Штатов - например, на островах Карибского моря, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и на Виргинских островах.
В премиях “Грэмми” Тадж не испытывает особого дефицита. Из 36 его альбомов 6 номинированы на эту престижную награду. Это не считая еще нескольких "Грэмми" за детские альбомы - он страстный почитатель сказочных сюжетов для детей. Его голос слышен во многих детских мультфильмах, в том числе в мультипликационной версии "Братьев Блюз", где Тадж создал голосовой образ Сэйджа (Мудреца). Вот такой он многоталантливый и разноустремленный блюзовый певец и гитарист. Хотя если говорить о музыкальных инструментах, то получится, что он еще и пианист, и контрабасист, и… проще сказать, что он в совершенстве владеет двадцатью инструментами.
Похоже, что все свои 70 с хвостиком лет жизни, Тадж Махал времени не терял. А с виду их ему дать довольно трудно. Предельная закрученность сохраняет его подвижным и подтянутым. Это подтверждают фотографии на обложках его недавних альбомов, где мы видим его играющим крупными, рельефными бицепсами.
Самый многосторонний блюзмен 2000 года - это ведь не обязательно самый величайший. Но только послушайте феноменальный саундтрек из фильма “Братья Блюз-2000” - и ярчайшим номером этого диска вам обязательно покажется госпел “John The Revelator” в исполнении все того же Таджа Махала. Приятного времяпрепровождения за бокалом горячего блюза!
субМарина Андреева
#TajMahal #JazzCalendar #МаринаАндреева #Jazz #JazzGuitar #JazzVocal #JazzComposer #JazzMultiinstrumentalist