Если я слышу что-то, что не могу сыграть, то я обязательно выясню, как это сделать!
Друзья! 17 мая 1949 года в Севеноксе (Кент, Англия), в семье ветеринара Джона Бруфорда родился третий ребенок, которого назвали Уильям Скотт. В юности Билл любил смотреть по телевизору выступления американских джазовых барабанщиков, и его старшая сестра, заметив увлечения брата, подарила ему пару щёток для барабанов. Взяв несколько частных уроков, Билл понял, что нашел свое призвание в жизни - и не ошибся, ибо впоследствии стал одним из лучших барабанщиков прогрессивного рока и фьюжна!
Впрочем, вернемся в 1960-е. Поиграв в нескольких группах, как в "местечковых", вроде The Breed и The Noise, так и в уже ставших популярными, вроде Savoy Brown, в 1968 году Билл стал первым ударником в группе Yes - одном из флагманов классического прогрессивного рока. Как и их коллеги из King Crimson, Genesis, Emerson Lake and Palmer, Van der Graaf Generator и других коллективов, участники Yes черпали вдохновение из самых разных источников - и именно Билл вносил в музыку группы джазовые элементы. Вместе с Биллом группа записала пять альбомов, три из которых считаются классикой жанра - The Yes Album, Fragile и Close to the Edge.
Несмотря на то, что со стороны Yes выглядели сплоченным и дружным коллективом, за кулисами было немало споров, ссор - чуть ли не драк. Удрученный этим, а также творческими разногласиями и отсутствием простора для саморазвития, в 1972 году Бруфорд покинул группу, откликнувшись на предложение Роберта Фриппа присоединиться к очередному составу King Crimson. Следующие три года, проведенные в составе Crimson, стали самыми важными в карьере Билла - особенно первые полгода, пока в Crimson вместе с ним играл авангардный перкуссионист Джейми Мюир. Три альбома этого состава - Larks' Tongues in Aspic, Starless and Bible Black и Red - заслуженно являются жемчужинами рок-музыки начала 1970-х.
В 1974 году Роберт Фрипп распускает группу по личным соображениям, и Билл, как и ожидалось, оказывается очень востребованным сессионным музыкантом и продюсером. Он успевает поиграть с Genesis, коллегами из Yes в разных проектах, Pavlov's Dog, Роем Харпером, Элом Ди Меолой, Паткриком Моразом, Gordian Knot и много с кем еще, а также занимается продюсерской деятельностью.
Но Билл не забывал о главной страсти своей жизни - джазе. Уже в 1978 он собирает таким музыкантов, как Алан Холдсворт, Дэйв Стюарт и Джефф Берлин для проекта Bruford для исполнения яркого, мощного фьюжна с обилием электронных элементов. В это же время Билл начинает экспериментировать с электронными ударными инструментами, что становится неотъемлемой частью его стиля в 1980-х. Но уже спустя десятилетие Билл чувствует тягу к акустическому звучанию, и для его творческих замыслов как нельзя лучше подходила Earthworks - в которую, помимо Бруфорда, входили Джанго Бэйтс, Иэн Бэллами и Мик Хаттон. Earthworks становятся его основной группой вплоть до середины первого десятилетия 2000-х.
Билл неоднократно возвращался к своим бывшим коллегам, и на протяжении 1980-х и 1990-х участвовал и в двух возрождениях King Crimson, и в объединенном альбоме и туре двух составов Yes, и с участниками самых разных групп, где он ранее играл, под названием "U.K.". Бруфорд обращал внимание и на молодых ударников, для которых он выпустил несколько учебников и видеошкол.
Билл всегда придавал особое значение дате 1 января, на которую приходилась большая часть перемен в его жизни. Так и 1 января 2009 года, за полгода до своего 60-летия, Билл Бруфорд решил уйти из музыки и отправиться на заслуженный отдых (к этому моменту он отыграл почти 3000 концертов, да и количество альбомов, на которых он записывал барабанные партии, исчисляется сотнями). С тех пор он не выступает и не записывается. Тем не менее, Бруфорда до сих пор знают, как живую легенду британского прогрессива и фьюжна!
Искренне ваш,
джазовый кот Павел Шаляпин
#BillBruford #JazzCalendar #ПавелШаляпин #Jazz #JazzFusion #ProgressiveRock #JazzDrums