Луженая глотка послевоенной эпохи, Биг Джо Тёрнер мог так заорать, что взбивались до основания любые смеси с джином, которые до этого угодили в него, - и это всё без микрофона! Американский блюзовый певец, шоумен Биг Джо Тёрнер (Big Joe Turner, настоящее имя Joseph Vernon Turner Jr.), родился 18 мая 1911 в Канзас-Сити, Миссури.
Тёрнер начал петь на улице за деньги. Бросил школу в четырнадцать лет, чтобы начать работать на сцене клуба Канзас-Сити, сперва поваром. А в конечном счете, стал известным как "Поющий Бармен", и работал в таких местах как клуб «Kingfish» и «Sunset», где он и его исполнения на фортепиано стали очень популярными. Клубом «Sunset» управлял Пайни Браун (Piney Brown). Тёрнер написал «Piney Brown Blues» в его честь и пел его в течение всей карьеры.
Сотрудничество Биг Джо Тёрнера с буги-вуги пианистом Питом Джонсоном (Pete Johnson) оказалось плодотворным. Вместе они отправились в Нью-Йорк в 1936 году, где появились на сцене с Бенни Гудменом, но, как рассказывал Тёрнер: "После нашего шоу у Гудмана, нас прослушивали в нескольких местах, но Нью-Йорк не был готов еще к нам, так что мы отправились обратно в Канзас-Сити ". В конце концов, их талант был замечен - Джон Х. Хэммонд в 1938 году пригласил их обратно в Нью-Йорк для выступления в одном из своих концертов "From Spirituals to Swing" в Карнеги-холле, которые сыграли важную роль в приобщение к джазу и блюзу широкой американской аудитории.
В 1939 году вместе с буги-музыкантами Альбертом Эммонсом и Мидом Люксом Льюисом (Meade Lux Lewis), они стали резидентом Café Society, клуба в Нью-Йорке, где они появились на одной сцене с Билли Холидей (http://vk.com/wall-43416763_1712) и группой Фрэнка Ньютона. В этот период Тернер записал такие известные вещи, как "Cherry Red", "I Want A Little Girl" и "Wee Baby Blues". "Cherry Red" была записана в 1939 году для лейбла Vocalion с трубачом Хот Липс Пейджем.
В 1941 году Биг Джо Тёрнер отправился в Лос-Анджелес, где он выступал в ревю Дюка Эллингтона (http://vk.com/wall-43416763_2205, http://vk.com/wall-43416763_2204) Jump for Joy in Hollywood. Он появился в образе поющего полицейского в скетч-комедии "He's on the Beat". Лос-Анджелес стал местом его базирования на некоторое время, а в 1944 году он работал в студии музыкальных фильмов Soundies Meade Lux Lewis. Он озвучивал вокал комика Дадли Дикерсона. В 1945 году Тёрнер и Пит Джонсон открыли свой собственный бар The Blue Moon Club в Лос-Анджелесе.
В том же году он подписал контракт с "National Records" и записывался под руководством Херба Абрамсона. "My Gal's a Jockey" в 1947 году становится его первым национальным R & B хитом. Тем не менее он записал рискованную "Around the Clock" в том же году и "Battle of the Blues" - дуэт с Вайнони Харрисом (Wynonie Harris). Кроме "Still in the Dark" (1950) ни одна из записей Тёрнера не была хитом продаж.
Биг Джо Тёрнер сделал много записей, причем не только с Джонсоном, но с пианистами Артом Тэйтумом (http://vk.com/wall-43416763_33) и Сэмми Прайсом и различными небольшими джазовыми ансамблями. Также Джо выступил с оркестром Каунта Бейси. В своей карьеры Тёрнер последовательно переходил от биг-бенда, к блюзу до ритм-энд-блюза, и, наконец, к рок-н-роллу. Тёрнер был мастером традиционного блюза и на легендарном джем-сейшне в Канзасе он запросто мог утомить инструментальных солистов за несколько часов совместной игры.
В 1951 году во время выступления с Count Basie Orchestra в Apollo Theater в Гарлеме в качестве замены для Джимми Рашинга, он был замечен Ахметом и Nesuhi Ertegün, которые подписали его для новой звукозаписывающей компании "Atlantic Records". Тёрнер записал ряд хитов для них, в том числе блюзовые стандарты "Chains Of Love" и "Sweet Sixteen". Часто его вокал перемежается с криками участников группы, как в "Boogie Woogie Country Girl" ("That's a good rockin' band!", "Go ahead, man! Ow! That's just what I need!" ) и "Honey Hush" (он неоднократно поет " Hi-yo, Silver!"). Записи Тёрнера попали на верхние строчки ритм-энд-блюз чартов.
Знаковым хитом и пиком карьеры Биг Джо Тёрнера в 1954 году стал "Shake, Rattle and Roll". Эта песня не только стала любимой у подростков, но и помогла преобразовать популярную музыку. После этого Тёрнер оставил популярную музыку и вернулся к своим корням, как певец небольших комбо джаз-групп, записывая многочисленные альбом в этом стиле в 1960-х и 1970-х. В 1966 году Билл Хейли с группой Comets помог возродить карьеру Тернера на серии популярных записей в Мексике. В 1960 и 1970 Биг Джо варьировал выступления от джаза до блюза, появляясь на многих музыкальных фестивалях и записях лэйбла "Pablo" импресарио Нормана Гранца, иногда со своим дружественным конкурентом Джимми Уизерспуном. Он также работал с немецким буги-вуги пианистом Акселем Цвингенбергером.
Биг Джо Тёрнер умер в возрасте 74 лет в Инглвуд (Калифорния) 24 ноября 1985 года от сердечного приступа из-за последствий артрита, инсульта и диабета. Биг Джо Тёрнер был посмертно введен в Зал Славы Рок-н-ролла в 1987 году.
C уважением к весеннему Блюзу... с задором,
Альбина Галеева
#BigJoeTurner #JazzCalendar #AlbinaGaleeva #Jazz #JazzBlues